Техника безопасности при работе ведущего МТиАИ.
Регулярно работающий ведущий МТиАИ должен чётко сознавать, что работает в особо агрессивной среде. Она не просто агрессивна, как например пространство в некоторых общественных местах. Среда в МТ для ведущего особо агрессивна по многим причинам:
1 Работа с запросом подразумевает взаимодействие, а то и прямое столкновение с вытесненными и теневыми структурами заказчика. И резонансно со своими, часто в вынужденном режиме. Причём, структурами, как правило, крайне отрицательно заряженными.
МТ позиционируется как метод краткосрочной терапии, что подразумевает своеобразный «штурм» и «прорыв» множества всевозможных границ в течении одного рабочего процесса, длящегося в среднем от получаса до четырёх-пяти. Что придаёт работе очень высокий, осознаётся это или нет (некоторые «бывалые» привыкают и осознание притупляется, оценка происходящего на МТ порой стекает до уровня «обыденности»), градус.
А так же делает совершенно необходимым совершение массы невидимых глазу но совершенно необходимых для процесса подготовительных действий на тонких уровнях, что требует чаще всего заметного расхода сил и времени. В ходе этого процесса приходится сталкиваться с косвенным сопротивлением и инерцией заказчика, которые, порой бывает так же весьма ядовиты.
2 На МТ решаются так же вопросы взаимодействия с ноосферой земли. МТ как акупунктурная точка ноосферы (те у кого есть передача если не понимают, то чувствуют о чём речь). А так же частенько и запросы местечковых Мифосов. Те, кто работал в разных местах, наверняка представляют, о чём речь. Это ощутимая, хотя порой интересная нагрузка. Если осознавать эту сферу, то и личный заказчика и архетипический запрос решаются гораздо легче. Можно пытаться бессознательно или сознательно игнорировать её. В таком случае ход МТ сильно проигрывает, обедняется смыслами, красками, чувствами, и стекает на уровень некоего стереотипного, замкнутого в себе «лечения» по схеме.
3 Часто на МТ решаются вопросы каких либо Богов и архетипов. Поскольку они не решены на архетипическом уровне, то и на уровне проекции на жизнь человека тоже доставляют сложности. Вообще, в сознании ведущего МТ в силу его открытости, естественным образом постоянно происходят различные процессы отражающие внешнюю реальность, вне зависимости от того «на работе» он или нет. Может вдруг проявиться архетип или дух какого-то места или даже эгрегор какой либо религии или философской школы, не говоря о государственном, и т.д.
4 В арсенале МТ подобраны, усовершенствованы и даже усилены буквально квинтэссенции великого множества психотехник. Они специально заточены для вышеупомянутых задач. Из-за этого само намерение проникнуть вглубь запроса, в причины и в Тень весьма сильнО. Весьма. И, соответственно, сильна «отдача». Для сравнения, в какой то «обычной» психотехнике основная рабочая фишка (методический приём вокруг которого строится собственно вся работа) как правило, одна, привычная линия напряжения так же одна и механизмы компенсации и восстановления после работы выстроены соответственно, как впрочем и защитные, и накал обычно более низок по сравнению со средним накалом МТ. Бывалый МТшник с лёгкостью выдерживает накал любой другой работы.
5 В МТ же таких линий огромное множество, они буквально кишат, переплетаясь друг с другом и количественный накал почти всегда близок к пределу (так заложено в самом пространстве МТ, от околопредельности к запредельности) а качественный состав каждый раз различается. Соответственно, всегда есть напряжение и непривычность, неизвестность к которой не адаптирован и не приспособлен. Это замечательно как вызов, но не стоит путать обычную жизнь с путём МТ. Тот, кто стал на этот путь с обычными параметрами и представлениями может распрощаться.
6 Конечно же личные процессы ведущего которых не миновать никак.
7 То, что «прощается» обычному человеку, не прощается ведущему МТ. И из за упомянутых выше причин и ещё потому что есть в методологии МТ курс на соприкосновение с Теневым. Из за этого почти всё его личное время (повторюсь имеются в виду постоянно, серьёзно, и количество которых неуклонно растёт, а не от случая к случаю работающие ведущие,) может быть наполнено перевариванием происшедших процессов и подготовкой новых. Процесс подготовки и организации так же предусматривает соприкосновение с Тенью. Вот и может получиться что только из одного процесса выбрался сразу в другой а иногда и не выбрался ещё, а уже… Стало быть, работа такая.
Ведущий, по всем выше и нижеперечисленным пунктам, находится между молотом и наковальней. Если произвольно или неосознанно отрезать части пространства МТ и формализовывать процесс, то работа заметно беднеет и гаснет что называется на глазах. А если стараться соблюсти запросы всех пространств и заказчиков то гарантированно оказываешься в состоянии столкновения с неизвестностью, способной вызвать как минимум ощутимый расход сил. Вот и остриё меча. Кто-то может подумать, что я излишне драматизирую и в действительности всё не так остро. Присмотритесь внимательней.
Раз работа вредная и опасная, чтобы избежать профессионального «выгорания», не стоит пренебрегать специальными правилами безопасности.
Все вышеперечисленные пункты необходимо осмыслить и установить с ними чёткие осознанные взаимоотношения, то есть произвести сознательную настройку, так как игнорирование этих процессов в будущем может вызвать весьма болезненные потери.
Итак, кроме отрешённого настроя, нулевой позиции, состояния деконцентрации, искренности и максимального бескорыстия (не путать с наивным бесплатным трудом) которые желательны по умолчанию, необходимы и элементарные правила телесной и душевной гигиены до и после процесса (не путать с индивидуальной практикой).
В работе весьма желательно присутствие тщательной и осознанной подготовки к процессу и выхода из него.
При подготовке должны быть осознаны мотивы, цели и задачи предстоящей работы и по возможности произведена настройка и отслеживание предощущений и предчувствий, по которым часто можно предвидеть основные сложности и узловые моменты предстоящего. Если настроиться внимательно и тонко, можно уловить линии зарождающихся рабочих напряжений и сосредоточиться на них, внеся необходимые изменения в замысел.
Далее, желательно сформировать образ пространства и предполагаемых состояний и насытить этот образ силами, параметры которых отчасти определяются замыслом работы а отчасти предчувствуются. Если уделить этому достаточное время, то образ оживёт и начнёт «говорить» в точности как у М.Чехова. Сказать, понятное дело, он может очень много. Дальнейшее зависит от желания, внимательности и наличия времени. В случае, когда процесс возникает спонтанно, обычно силу для его осуществления даёт сама искра импровизации и поток сил возникающих при этом. И есть смысл довериться происходящему как в сновидении. Такие процессы случаются, как бы в обход начальных замыслов, но часто несут в себе такое, что при плане рациональном недостижимо. Стоит учиться распознавать такие моменты и поддаваться им как потоку импровизации.
Про собственно процесс МТ написано и сказано достаточно много, потому перейдём к выходу из него. Заметим, что процесс выхода из отдельного МТ аналогичен выходу из семинара и разнится, пожалуй, только масштабами.
Хороший, качественный выход начинается с качественной обратной связи. Желательно чтобы прозвучали несколько слоёв смыслов и чувств. Если суть процесса позволяет следует коснуться и как то отрефлексировать ноосферическую составляющую происходящего, отразить происшедшую архетипическую работу, и конечно своё видение происшедшего для заказчика. Кроме того, желательно высказать все спорные и тяжёлые чувства, если таковые ещё остались, найдя для этого подходящую конструктивную форму. Иначе говоря, если остались тяжёлые чувства или ощущение незавершённости, необходимо сотворение исцеляющего вымысла. Определённо есть смысл коснуться личных резонансов ведущего, чтобы избежать последующего их нагнетания или ослабить его негативное действие.
Далее. Всё или почти всё высказано. Остаётся несколько действующих факторов. Время в течение которого накал постепенно слабеет, и если что то упущено в ресурсном состоянии то есть сразу после работы, то потом, когда уже «остыло» что то переделать становится гораздо труднее. И кроме времени сами запущенные процессы. Запускается их несколько. Основной или основные это те, которые происходили с заказчиками. Их дальнейшие отголоски для ведущего прямо зависят от качества работы. Если удалось избежать «лечения» и спасательства за свой счёт, если запросивец прожил столько сколько смог и ведущий не брал на себя ничего лишнего, не тянул ситуацию в искусственное «позитивное» или какое то там ещё русло, и о непрожитом и не произошедшем было ясно доведено до сведения запросивца, то «эхо» отсутствует или минимально. В противном случае есть риск взять на себя часть Тени заказчика и отрабатывать её в количестве пропорциональном своим «благим намерениям». Что порой бывает тяжело не только телесно и душевно, но ещё и духовно и событийно.
Следующий процесс бывает, запускается в самом ведущем от личностных и сущностных резонансов с запросом. Так или иначе, соприкосновения не избежать и даже если мы научились входить в нейтральное отрешённое рабочее состояние, то входим то мы туда только тем что подвластно нашей воле и вниманию. То, что вытеснено, у ведущего, как и у всех, живёт по своим законам и напрямую не подчиняется волевым импульсам.
Один из примитивных путей защиты – развивать в себе специфическую нечувствительность на грани с нездоровым цинизмом, отсекающую все точки соприкосновения с работой и запросивцами. То есть, по сути равнодушно циничное отношение к работе, или какое то ещё искажённое(например высокомерное всезнающее) которое на таком уровне, как ни странно спасает, спасает именно тем что не совпадает с реальностью и тем самым снижает резонансы. Но и жёстко ограничивает способность видеть и профессиональное продвижение. Цинику и высокомеру становится скучно и даже отвратительна работа. Таковы механизмы защиты на этом этапе малоосознаваемые и жёсткие, категоричные. Это начальный этап, который приводит к кризису профессии и, возможно временному отходу от дел. Если кризис пройден, то значит, этот механизм защиты осознан и преодолён.
Итак, для опытного ведущего личностный резонанс есть благо, поскольку он создаёт мотив и даёт силы для углубления в себя, для преодоления инерции привычных рамок. Что может успешно произойти в случае правильных взаимоотношений с процессом. Иначе говоря, после процессов, даже при наличии качественной обратной связи (всё не проговоришь, времени не хватает как правило) остаётся масса состояний и всевозможных потоков. Часть из них просто инерционные, которые являются следствием технических элементов работы, они вскоре, при спокойном отношении и гигиене растворяются естественным образом, а часть сущностные, то есть затрагивающие какие-то глубинные струны души и духа. Вот сущностные резонансы то нам и нужны.
Чтобы отсечь массу ненужных производных и блуждающих (даже в случае удачнейшего завершения процесса, приведшего всех в состояние например тихой несомненной благости) ведущему желательно соблюдать несколько правил.
А) После процесса желательно уединиться и погрузиться в себя, избегать любых бесед кроме необходимейших, что важно. Побыть в тишине. Пожалуй, хуже длинных пустых бесед после МТ может быть разве что пьянство или потребление наркотиков. Есть такая немногочисленная категория ведущих и «опытных» семинаристов, которые периодически пренебрегают этим правилом и что-то там употребляют «после работы». Иногда эффект сразу не заметен а аккумулируется, и неожиданно проявляется через несколько дней, когда уже «всё улеглось и все разъехались». Всё здесь конечно на усмотрение конкретного ведущего, или семинариста, но вспомните какая атмосфера возникает утром если кто то из участников, достаточно одного на группу, накануне выпивал или как говориться, мутил, что покрепче. В таких случаях, а они к сожалению бывали, приходилось полдня раскачивать группу, потому что состояние одного влияет на всех. Алкогольный и наркотический паттерны российского менталитета живо активизируются и силами иррациональными стягивают, сволакивают сознание в профанные состояния, когда чувствуешь себя дураком, но совсем не таким как из Аркана Шут. Иногда конечно возможны разговоры – исключения когда очень просится и есть острое чувство необходимости.
Б) По возможности выписать или записать хотя бы часть впечатлений и наблюдений что-то сразу, а что-то после, как оформится. Очень помогает осмыслению.
В) Применить интуитивно определённые средства восстановления. Например, душ, пробежка, асаны или цигун, танец, пение, рисование, или любой вид творчества или осмысленной деятельности переключающий внимание.
Г) Достаточный сон.
Д) Регулярные достаточные двигательные практики.
Все эти процедуры несложно возможно вполне естественно вплести в обычный распорядок дня не перегружая его «специальными священными процедурами»
Понятно что все пункты это идеал или близкое к нему и чем то можно иногда пренебречь. Но ведущий, регулярно пренебрегающий такого рода гигиеной сильно рискует, и скорее всего расплатится за это в своё время.