Делу — время. Или служенье Муз не терпит суеты…
Прежде всего нужно осознать, что со временем мы соприкасаемся ощущениями или через ощущения. Нет ощущений – нет времени. Точнее, нет субъективного восприятия времени. Вспомните как вы, побывав в гуще насыщеннейших событий, из за сильного напряжения не ощущали что происходит, на ощущения просто не хватало внимания. Когда вспоминаешь такое — всплывает ощущение пустоты, тонкая субстанция ощущений внутри не успела (опять таки — время!) соединиться с той, что заключалась в событии и пропитаться ею. Результат – ощущение пустоты и неудовлетворённости, хотя умом понимаешь, что было много и полезного и вроде радостного, а вот настоящего удовлетворения нет… Ощущений нет или мало. И нет наполненности, полноты.
В нашем восприятии и переживании мира можно выделить Мифос и Логос. Всю совокупность жизни как таковой можно разделить, воспользовавшись моделью Имажинера Жильбера Дюрана, на две части теснейше взаимосвязанные, но живущие по совершенно разным законам – Мифос и Логос. В Мифосе есть исток всего сущего, желание никак не объяснимое и не нуждающееся в объяснениях. Он иррационален, и состоит в основном из ощущений и чувств. Иррациональное желание творить мир перед лицом небытия. Мифос нематериален, точнее тонкоматериален. Он творит Логос для своего проявления, описания себя, познания и объяснения. В классической философской традиции, ведущей начало от Платона считалось что наоборот Логос творит Мифос, иначе говоря, мы при помощи разума произвольно выдумываем объяснения происходящему. Пожалуй эта точка зрения имеет частное поле смысла то есть она вторична. В античной культуре сложилось такое убеждение, соответствующее уровню самосознания людей той эпохи. Почему так и так ли – вопрос отдельный. И в более крупном масштабе всё как раз наоборот – Мифос первичен а Логос вторичен и подчинён. Желание жить творит разум, инструмент реализации этого желания. Логос являет собой чёткий порядок, структуру, закон, проявление, предметность. Пожалуй, ещё можно сказать, что всё видимое глазом в трёхмерном мире относится к Логосу. И соответственно для каждого момента времени, для каждой исторической эпохи творится свой Логос, у каждого народа есть свой Логос. В Логосе время течёт линейно и последовательно, из прошлого в будущее. И значительная часть нашей жизни и сознания как такового ориентированы на жизнь в Логосе, мы приучены мерить себя мерками этого пространства и строиться по его законам. События строго последовательны, имеется чёткая линия или лента времени, на которой они расположены. Здесь, в Логосе всё так, и никак иначе. Только одно направление тока времени — из будущего в прошлое. Всё по договорным общественным часам, в режиме так называемого «реального» времени. Из будущего в прошлое. Время из будущего надвигается на нас, а мы, то ли стоим неподвижно, то ли идём ему навстречу. И в пересечении этих двух потоков времени рождается настоящее.
Очень важно понимать, что в этот поток линейного времени в единицу измерения может поместиться ограниченное количество ощущений и чувств, мыслей, движений, того что составляет сущность событий. Нужно добавить, что у всякого явления есть свой Мифос (исток, Пустота) и свой Логос – у Вселенной, у нашей планеты, у стран, народов, отдельных людей и так деле вплоть до любой элементарной частицы.
В Мифосе структура времени сложная, гораздо сложнее, чем в Логосе. Мифос сложен и многомерен. Там одновременно (!!!), с точки зрения времени Логоса, существуют несколько, множество потоков времени. И текут они по разным направлениям. И мы ощущаем и переживаем в своём сознании всё это одновременно — и время Логоса и времена Мифоса. Мы в этом смысле — медиумы, посредники.
Можно представление о времени Мифоса развернуть ещё и так – человек, постепенно входя в культуру, получает возможность взаимодействия с всё большим количеством смыслов идей и через них с всё большим количеством временных потоков. Маленький ребёнок, скорее всего ощущает действие времени достаточно просто, в силу того что его разновидностей пока немного – собственно время Логоса, куда он родился и пока неразвёрнутое суммированное время Мифоса, которое в процессе жизни разворачивается, усложняясь и умножаясь и в конце концов создавая противоречивый многогранный и запутанный внутренний мир взрослого человека. По мере знакомства с объектами культуры и человеческой жизнедеятельности у человека начинают пробуждаться и приходят в движение разнообразнейшие потоки времени с ними связанные.
Их огромное множество, фактически каждый объект Логоса имеет свой временной поток, мы же в общем упрощаем и воспринимаем всё это единой массой суммируя в один общий ток. В какой то степени так и есть, но не стоит забывать, что единство его относительно и при рассмотрении легко разделяется на составляющие его потоки. Множество из них протекают сквозь нас в разнообразнейших направлениях и даже не осознаются в силу привычки, но некоторые в силу специфических событий начинают, однажды, иметь большее значение, чем остальные в силу особенных ощущений и чувств с ними связанных.
Например, болезненные травмирующие переживания, которые я пережить и принять полноценно и отреагировать на них должным образом не в состоянии, останавливают поток времени, и заставляют его как бы зависнуть. Собственно, останавливает его моя неприязнь, неприятие, движение моей воли, моего намерения, которое отталкивает, отторгает происходящее. Так появляется замершее, остановившееся время внутри моего Мифоса. Теперь уже постоянно висящее тенью где-то в глубине меня, островком, а то и плёнкой, покрывающей всё сознание. Затем, к нему же уже из моего настоящего, а фактически беспрерывно движущегося времени Логоса протягиваются лучи моего внимания, постоянно взаимодействующие каким-то образом с этим воспоминанием в попытке его изменить, исцелиться.
Так появляется движение времени в прошлое из настоящего. Так же возможно появление своеобразно зеркального тока времени в будущее если я боюсь того что происшедшее в прошлом повторится в будущем. Например, желая кому то что то доказать, что я не дурак. И парадокс – если я пытаюсь доказать что я НЕ дурак (любое жёстко отрицательное или жёстко утвердительное убеждение) значит где то в прошлом у меня было травмирующее меня переживание себя именно тем существование кого в себе я сейчас так истово стремлюсь опровергнуть. Циклическая компенсация, строящая, по сути, жизнь и судьбу, отнимающая силы и видение. Примерно так же только по зеркальному принципу действует жёсткое стремление достичь чего то в будущем, когда я вниманием весь там а в настоящем меня почти нет и я склонен замечать только то что подходит под мои представления.
Получается, что одно событие может породить минимум целых три потока времени. Таким же точно образом может останавливать время победа, воспоминаниями о которой хочется насладиться и которую хочется воспроизвести в будущем. А так же сильное чувство, например, страстная влюблённость. Остановись мгновение… То есть, время может остановиться и от боли и от удовольствия. И все эти токи узурпируют в итоге довольно ощутимую часть внимания и душевных и духовных сил. Внутри, в Мифосе, постоянно что то происходит, просто роится. Сожаление и Надежда – два главных убийцы сил и времени.
Ещё можно выделить циклический ток времени, который вероятно косвенно привязан к стихиям и природным циклам. Например — одно и то же состояние бывающее только утром (или вечером). Объективно каждый день непохож на предыдущий, и то, что всплывает, это мой зациклившийся поток времени. Или сезонные обострения болезней. Причины привязки тоньше и сложнее чем механизм боли и удовольствия.
Есть ещё и другие более тонкие и малозаметные токи времени.
Что можно увидеть в этой схеме – время Логоса, времена Мифоса? В Мифосе постоянно происходит событий больше, чем может в себя вместить линейное время Логоса. В нас постоянно что то происходит, десятки, сотни совершенно разнородных событий, имеющих разную структуру и ритм но выразить и реализовать это парадоксально, не хватает времени. Времени Логоса. Потому что из всего сонма происходящего реализовать в Логосе мы можем только что-то одно. И это вопрос выбора, часто очень непростого и даже если сделанного, то всё равно недостаточного, потому что по определению, не вмещается всё творимое в Мифосе в Логос. Здесь мы подходим к вопросу смирения, меры, от которых зависит покой и полнота. Решать его предстоит каждому самостоятельно.
В Логос не вместится всё потому что не может в принципе, да и не должно, в общем то. Успел проявить нахлынувшие чувства – хорошо, не успел – они возможно не скоро или вообще никогда не появятся сами по себе. Постоянный внутренний конфликт, разрыв. Почему?
Потому что есть идея о том, что есть какое то главное «объективное», «правильное» время. Надо выбрать главное и оно может быть только одно. Результат лидерского, пирамидально — линейного мышления. Время Логоса признаётся объективным и правильным потому что его можно пощупать и измерить по часам, и потому что на него равняются все. Стало быть есть доминанта о важности времени Логоса. Надо же жить в «реальности» понимаемой только как физическая. И успеть, просто навязчиво успеть всё втолкнуть в неё. У этой точки зрения есть основания, и много (самое главное-доминанта выживания тела), но не стоит забывать про Мифос и его первичность. Весь конфликт происходит из-за того что нет объёмного и системного осмысления происходящего и есть натянутая необходимость однозначного выбора.
Есть ли выход, и какой? Альтернативно, можно позволять происходить событиям параллельно в двух реальностях сразу – в пространстве Логоса а и воображении. Жить одновременно и здесь и там. Что вполне возможно при наличии некоторого дополнительного объёма внимания, которое можно выделить.
А как? Попробуем поискать. Мифос творит Логос. Постоянно. То есть всё время. Между ними постоянная теснейшая взаимосвязь. И это служит отправной точкой мысли что вроде как Логос всем правит, что он своеобразный «венец» этого процесса. Это происходит от привычки быть прикованными к общественному объективному времени. Если вспомнить некоторые сны, годами привлекающие к себе внимание или какие то идеи и установки из символического пространства, например установку на вежливость, то эти тонкоматериальные невидимые глазом явления не менее, а часто и более реальны чем собственно Логос и вынуждают нас совершать (или не совершать) вполне реальные поступки, часто вопреки здравому смыслу.
Логос безусловно нужен. И по логике получается что для каждой временной структуры во внутреннем мире человека должен быть найден или сотворён соответствующий ей Логос, отличающийся от общепринятого. В данном случае это может быть, например текст, рассказ описывающий ваше внутреннее переживание. Именно такой, который явится выражением и уравновешивающим фактором для данного островка или потока Мифоса. И отнюдь не один общепринятый для всех. Каждый островок Мифоса уникален и в идеале у него должен быть свой Логос который соответствует именно ему.
Если этого не сделать то Мифос так и будет сиротеть без Логоса и будет постоянно или циклически ощущаться внутренняя неудовлетворённость. И люди ощущают в этом потребность. Отсюда спрос на разного рода знания и семинары и тренинги на духовное развитие вообще, одной из задач которого как раз и является поиск и сотворение необходимых Логосов. Пока Логос не сотворён, я чувствую и переживаю происходящее в Мифосе, но сделать ничего не могу, оно действует на меня безусловно, неумолимо. Потому что не знаю, что, как, почему и переживаю это в виде спутанных ощущений, чувств и образов. Логос даёт опору и возможность выбора действия и соответственно возможность запустить движение в ранее зацикленное и покоящееся время, что в итоге как бы «выпрямляет» раздувшийся Мифос, снимая конфликты и тяжесть.
Попытка всё успеть как раз происходит из желания все внутренние события разместить в общем Логосе. Но по определению в него всё не поместится и мы никогда «всё» не успеем. Стремление всё вытащить в общий Логос ошибочно. Часть можно, даже нужно оставить до появления времени и возможности разобраться и описать это соответствующим языком. То что не является навязчивым и болезненным можно просто пережить параллельно с общим ходом событий. Специальные события здесь не нужны и по проживании оно естественным образом рассеется.
С каждым из внутренних потоков времён у нас существуют свои взаимоотношения. Каких-то островков Мифоса и потоков времени вы боитесь, какие то наоборот, притягательны своими возможностями. Важно осознавать, что я делаю со своими потоками времени. Отталкиваясь от мысли, что восприятие времени заключается в основном в ощущениях, приходим к тому что каждое время представляет собой целую атмосферу. Это не просто какой то частный поток где-то местно в теле представленный. Это целое состояние, целый мир. Представьте или вспомните поездку в людном метро. От множества людей, шума и скорости движения машин время порой настолько ускоряется, что привычный поток ощущений может прерваться и вспоминая обнаруживаем что в этом месте провал. Событие было а ощущений почти никаких, всё смыло поверхностным быстрым потоком. И напротив – бывает в спокойном состоянии метро или общественное место не поглощает своей скоростью и ощущение себя, непрерывность сохраняется. И тогда поездка или событие происходит по другому.
На природе время течёт совершенно иначе, особенно в безлюдном месте. Ни спешки ни суеты и вначале даже происходит борьба внутреннего обычного людского времени с временем природы. Людское стремится навязать свой ритм и напряжение и после некоторой борьбы если нет других целей побеждает природа. Обнаруживается, что кроме меня привычного, есть что то ещё и поначалу это воспринимается пустотой – не с чем сталкиваться, не с чем бороться и спешить некуда здесь всё не так и будто пусто, нет наполненности давящей суетой. И через некоторое время проступает проявляется иное состояние, ровное глубокое и плавное живое и могучее. И по мере расслабления природное время-состояние втекает и наполняет собой так что и уходить не хочется, хотя поначалу лес даже враждебным и незнакомым казался.
Бывает что и на природе время летит но в таких случаях надо разбираться в каких слоях оказалось внимание. Так бывает что уединение способствует самосозерцанию близкому уже к уровню духа, а там время течёт совсем иначе, того богатства ощущений что здесь, в предметном мире, нет, отчасти потому что соприкосновение с этой сферой частичное а отчасти потому что слишком скорости и масштабы разные.
Возвращаясь к роли взаимоотношений – бывает когда ждёшь, время тянется очень медленно и мучительно, потому что сознание наполнено разными тяжёлыми чувствами и борьбой и твёрдый и жёсткий объём происходящего велик, чтоб вместить всю эту борьбу время как бы растягивается и кстати одним из основных факторов является опять таки чувство неприятия происходящего. За пять десять минут такого ожидания может буквально порвать и душу и настроение и даже заболеть можно. Время течёт недостаточно быстро для данного объёма чувств и ощущений. Или наоборот, огромный объём нерастраченных тяжёлых чувств узурпирует время для их переживания. Кстати хорошая привычка обращать хотя бы часть чувств действия, что-то делать, в соответствии с силой и ритмом происходящего внутри.
И наоборот, желанное событие пролетает быстро отчасти потому что в сфере духа присутствовал сильное намерение — желание создавшее именно скорость движения к цели при которой не замечаешь что по сторонам то расположено. В таком вожделеющем состоянии пролетаешь событие желанное, не имея уже возможности его наполнить чувствами и ощущениями, коих оказывается мало для осознания и насыщения. Тогда когда ожидание сочится ими в избытке.
Так и решают многие — ну и пусть не очень приятно, зато конкретно происходит и очень явно, и меняют желанные события на их вечное ожидание, не умея пользоваться возможностями. Когда что то нравится, перестаёшь творить и как бы стараешься как в детстве просто насытиться происходящим. Но, видимо удел взрослого человека не таков. А может быть и привычка к определённой наполненности ощущений, к привычной плотности играет роль. Оказывается творить, сотворчествовать с происходящим, насыщать его смыслом и находиться с происходящим в творческих взаимоотношениях тоже необходимо иначе превращаемся мы в пустых статистов. Роль пассивного созерцателя не приносит полноты и удовлетворения, разве что изредка, при созерцании явлений которые из ряда вон. «Обычная» же жизнь нуждается в одушевлении и одухотворении в наполнении собой, своим светом. Не насильственном разумеется а субъективно творческом. Если этого не делать жизнь начинает просто втекать в меня, что не всегда приятно. То есть нужно знать, что можно и нужно созерцать пассивно а что активно. Если происходящее осознать как событие или поток событий то наполненность чувствами и ощущениями будет достаточная, гораздо больше, чем при пассивном соучастии. Соответственно ощущений больше их плотность выше и ощущение опоры сильней и надёжней.
Если присмотреться, то можно увидеть что, вероятно для выживания, мы мыслим в категориях полнота и пустота. Пустое или вялое рыхлое не очень нравится и наоборот, полное и упругое нравится, так как что-то в себе содержит, что как то возможно взять, приобрести, что чаще всего имеет положительные ассоциации. Пустому же как бы надо отдавать и это не приятно, оно тревожит, отдача чего то из себя ощущается как потеря. И у каждого человека есть привычное ощущение плотности себя, плотности от наполненности. Чем наполненность и какие пустоты это отдельная и большая тема. Вокруг этой привычности строится и поведение. Вероятно корень этого мерила связан с пищей. Производится много выборов и решений, связанных с регулировкой состояния именно по этому показателю. Полное лучше, чем пустое. И например, при попадании в пространство не имеющее привычных характеристик наполненности, ощущается неудобство и автоматически активизируется внутренняя деятельность призванная заполнить эту пустоту. Или пи пищевом голоде, так же тревожит отсутствие привычной наполненности. Если же его преодолеть, отвлечением или волевым усилием, то на уровне чувственной привычки мера изменяется и если нет иных мешающих факторов, например страха то оказывается что и в такой плотности и жить и работать вполне возможно.
Возвращаясь к времени. Эта наполненность связана и с током времени. Если время течёт быстро как например в толпе или в насыщенных действиями пространствах, это воспринимается как наполнение. Не всегда приятным, например суетой, но всё таки наполненность. И, соответственно отсутствие событий и токов времени воспринимается как опустошение и хочется чем-то его заполнить. Есть нулевая отметка привычности и вокруг неё происходят взаимоотношения с текущими событиями. От переполнения тоже неудобство. Привычки к определённой наполненности становятся особенно очевидны при смене среды обитания, работы места жительства и пр. При попадании в среду с наполненностью выше привычной появляется чувство неудобства, не успевания, время течёт слишком быстро, и требуется некоторое время на перестройку и привыкание. И то, что было раньше запредельным, кажется уже обычным. Это происходит от изменения субъективных взаимоотношений с происходящим. То, что раньше казалось крепкой упругой нормой сейчас стало так скажем, вялым прошлым. Норма очевидно тоже как то связана с привычкой экономить силы. Но перестройка происходит реальная вплоть до физиологии.
Какие могут быть типы взаимодействий с внутренними потоками времени? Управление. Как – разговор отдельный об этом чуть позже, для начала немного о патологиях во взаимодействии с потоками времени.
Итак, приятие и неприятие. Игнорирование, то есть стремление сделать вид, что этого нет. Просто страдать, чувствуя себя жертвой.
Попытка всё «вытянуть» в Логос, обречена изначально, потому что в общий, «объективный» Логос мало того что всё не поместится, но и это самое «всё» очень разнообразное по ритму скорости направлению и структуре, что никак не может полноценно совпасть с одним единственным потоком времени из прошлого в будущее. И в идеале у каждого из этих потоков и внутренних событий должен быть свой Логос. Собственно для этого трудились и трудятся сейчас лучшие умы человечества. Все они стараются создать соответствующие внутренним событиям модели, по сути Логосы, увязать их в какие то системы и это совершенно необходимый процесс.
Для этого же самого обычные люди ходят на всевозможные семинары и тренинги, стремясь получить или сотворить Логос соответствующий своим внутренним событиям. Вопросы у них есть и надо сформулировать и произнести ответы, чтобы Мифос завершил процесс творения Логоса и они обрели и дополнили друг друга. Если Логос сотворён точно, то прожить и осознать этот свой процесс или научиться им управлять – дело некоторого времени и техники.
Так же, если присмотреться, можно увидеть, что существуют взаимодействие внутренних потоков времени между собой, друг с другом при помощи друг друга. Об этом так же разговор отдельный.
И ещё раз – зачем мы обо всём этом думаем, всё это произносим и стараемся назвать, осознать? Чтобы разобраться. Зачем разбираться? Чтобы решить стоящие вопросы и проблемы. Опять стоячее время! Решить значит сделать текучим, придать движение, ход. Или по другому говоря, запустить внутреннее время там, где оно остановилось или расциклить его там, где оно зациклилось или переменить направление тока времени в нужную сторону. Что и будет восприниматься как разрешение, решение вопроса и проблемы потому что исчезает плотность, помеха. Вот что на языке времени означает решить проблему – возобновить непрерывный ток времени.
Про знаменитое «здесь и сейчас» вообще разговор отдельный и очень интересный. Обычное тупо-эзотерическое толкование «здесь и сейчас» примерно следующее – что вижу прямо сейчас глазами, что могу потрогать руками то и есть моё «здесь и сейчас» и совершенно очевидно что это всё относится к миру общего трехмерно Логоса и никак не направлено на тонкие миры и стало быть автоматически их стремится отрезать причисляя их к «не здесь и не сейчас». Что является страшным, просто роковым заблуждением. Прежде всего потому что даже то где я нахожусь и что я делаю имеет причинами своими невидимые чувства и мысли, которые тоже есть и здесь и сейчас, истории с ними связанные, их причины тоже есть здесь и сейчас, раз есть следствия. В мире духа нет или почти нет времени потому там всё здесь и сейчас. И стоит только, как следует сосредоточиться на происходящем здесь и сейчас в тонких мирах как обнаруживаешь, что на тебя начинает обрушиваться буквально всё мироздание, которое очень тесно, оказывается связано с происходящим здесь и сейчас. Оказывается я прямо здесь и сейчас именно отсюда отправляю один ток времени в прошлое, другой в будущее, третий прямо сейчас и здесь давит меня тем что стоит, четвёртый тут же находится в очередной фазе своего циклического движения, и прочее-прочее, и мысли и чувства и всё-всё это именно здесь и сейчас! Там в истоках всё и всегда здесь и сейчас, времени никакого нет, и следы все приводят туда и чем сильней и пристальней внимание тем верней туда попадёшь. И, если не вырезать картинку-воспоминание из своего внутреннего мира и не наклеивать её перед внутре5нним взором для образцово остановленного созерцания «здесь и сейчас» то оказывается что здесь и сейчас очень живое и постоянно текучее меняющееся состояние, собственно жизнь как таковая во всей полноте. А вовсе не то что обезумевшие от желания просветления или сверхсил «практики» себе напридумывали, начитавшись разных завлекательных книжек, в которых авторы старались тонко угадать что хотят слышать читатели. Здесь и сейчас это вовсе не полная остановка и умертвление, напротив это многообразнейшее движение. И пожалуй именно язык здесь подводит человека стремящегося быть здесь и сейчас. Символы языка сами по себе неподвижны, на то они и символы, а жизнь течёт по ленте времени, течёт переливаясь и меняясь взаимопроникаясь и пропитываясь преображаясь постоянно. Символы же плывут по этой реке наподобие мёртвых уже, неподвижных брёвен, и пользуясь буквально понимаемыми символами поневоле передаёшь часть их мертвенной неподвижности на то что пытаешься выразить с их помощью. Помочь может очень абстрактный уровень понимания сути символов как таковых и их взаимоотношений с временем собственно.
Обретший совершенство на сосредоточении здесь и сейчас и впрямь наверно обретает просветление. Нас же растягивают частности, формы, приковывая к себе внимание и делая его малотекучим, так теряется цельная картина.
Получается что бытиё здесь и сейчас это и не символы и не взаимоотношения с ними и между ними а скорее ощущения и чувства, потоком непрерывным и безмолвным струящиеся в сознании нашем. Лишь только назвал что то – сразу уже и не здесь и сейчас это стало, а где то уже в ином месте теперь и на его место другое безмолвное втекает. И так же с чувствами – лишь только что-то понравилось, привлекло или оттолкнуло пристрастно – сразу оно уже в месте другом оказывается, там где можно играться и тешиться сколько угодно, но не здесь и не сейчас всё это, и в то же время и здесь и сейчас. Но не в том, не в первичном, а во вторичных, как будто в закромах специальных, в Символическом и Воображаемом.
Немного о лично-общественном времени или о временах жизни вообще. О молодости зрелости и старости.
Совершенно очевидно что в разные периоды жизни время течёт по разному. В детстве время течёт медленно, асинхронии между внешним и внутренним нет, вероятно потому что ещё нет перепрыгивания, перескакивания между абстрактными образами состояниями и понятиями, ещё нет в сознании лакун где символ взятый из культуры остановил ход времени и всё застыло повинуясь силе символа. Чтобы затем, при ежедневном употреблении обтрепаться и заставлять скользить в привычной поверхностности восприятия не получая разнообразного чувственного насыщения которое и наполняет время. И наращивать скорость, отталкиваясь от мысли что здесь нет ничего нового а то и избегать восприятия вообще. Этого ещё нет и время течёт очень плотным и сочным потокам не прерываемым хоть сколько то ощутимо символами и от того кажется оно почти бесконечным, ещё и потому что то «здесь и сейчас» лёгкое и простое. Чтобы вспомнить можно не перепрыгивать а отмотать переживая сквозь. Это хоть и сложно потому то порой захватывает но зато точно. И чем больше в сознании абстрактных образов и понятий тем соответственно, больше «сбоев» на ленте времени а точнее переходов с конкретно чувственного восприятия к утончённо абстрактному, отвлечённому и не имеющему прямых выражений в пространстве общего Логоса. Что и даёт пунктир восприятия. Время становится всё более пустым.
И наступает момент когда всё сознание заполняется этим пунктиром, чувственное оттесняется на задний план а человек живёт в абстрактном вакууме. Всё узнаётся, всё уже знакомо, или почти всё, но мы делаем зачем то вид что совсем всё. Так быстрей и удобней. Не так больно и трудно как ребёнку. Не нужно иметь дело со всей массой ощущений напряжения боли, обид и желаний и нежеланий. Оказывается просто можно спрятать их за символами и всё становится быстрым и функциональным. Это состояние взрослого, и время здесь летит и дни и недели а потом и года сливаются, поскольку не насыщены они индивидуальным чувством и имеем мы с ними дело больше как с символами для оперирования, манипуляций. Чем больше символов в сознании и опоры на них тем меньше ощущений. Символ – убийца вещи, сказал Гегель и был прав абсолютно. Можно уточнить что символ убийца живого, уникального, сочного и живого. В каком то смысле символ убийца жизни. Но и без него никуда, такой вот парадокс.
Хороший оратор тот, кто чувствует и ощущает то, что произносит, причём каждый раз несколько а то и значительно иначе. И напротив, есть много людей, исторгающих из себя потоки пустых слов, не связанных почти ни с какими чувствами и пожалуй напротив, призванные не просвещать а вводить в заблуждение.
Ещё каких то 20 лет назад человек рос и развивался быстрее общества, и одна из основных проблем заключалась в том что под частую, невозможно было найти способ выражения себя. Люди страдали от этого. Сейчас наоборот, общество значительно опережает по скорости развитие отдельных людей, и все мы хронически не успеваем, и гонимся за чем-то. Спасение от такой поверхностной гонки, хронически не дающей возможности насытиться происходящим и вообще ощутить что живёшь, является методика погружения. На разного рода семинарах и тренингах как раз достигается та самая глубина и объём погружения, дающая необходимую плотность и необходимое количество ощущений. И соответственно то самое искомое ощущение события, ощущение что что-то произошло. Ту самую искомую глубину проникновения в себя. Для чего нужно собраться группой и договориться о теме и прочем. И так удовлетворяется потребность в переживаниях. Такого же примерно порядка погружения происходят в процессах занятий например экстремальными видами спорта и вообще всякой неформальной жизнедеятельности. В такие моменты которые, в общем то по сути очень творческие время ощущается очень плотно, наверное потому что человек соприкасается с Реальным, с опасностью, с неизвестностью и с риском. Где есть риск там вполне может проявиться и Реальное, не Воображаемое и не Символическое, а неизвестное, не пробованное, и потому такое сочное вкусное и страшное, ужасающее одновременно. Ту же роль многие, к сожалению, люди стремятся возложить на наркотики, энергетические напитки, некоторые медикаменты для «улучшения качества жизни» и прочее подобное. Употребление вышеозначенных препаратов таки приводит к тому что всё таки с чем то там внутри себя, недоступным при обычных условиях, человек начинает соприкасаться и переживает наконец нечто вожделенное, напитывается им. И многим плевать что это вредно для тела и вызывает нездоровую зависимость, сам момент переживания получается на самом деле ценится дороже чем принадлежащее символическому знание о последствиях. И сейчас это целые отрасли легального и нелегального предпринимательства, призванные таким небезопасным для здоровья образом покрыть огрехи и издержки культурной среды. Отрасли очень доходные, как известно.
Отталкиваясь от тезисов Делёза — Гваттари про капиталистические «машины желаний», обнаружим, что в современном мире полно такого рода «продукции». Разного рода реклама по сути пробуждает желание соприкосновение с тем и этим а потом ещё вот с тем, а потом с тем, тем и этим и так далее… Предметам, на которые спроецированы эти рекламные соблазны, приписывается несвойственное им по сути качество – давать счастье и удовлетворение. Здесь опираясь на Ж. Лакана, видим, что в случае рекламы основное взаимодействие происходит с образом Я и, соответственно, чем напористей человек пытается получить насыщение таким образом, тем дальше от него оказывается. В лучшем случае это одноразовое насыщение, которое в дальнейшем при помощи данного предмета повторить невозможно и нужен новый и отсюда суета гонка за следующей тенью. Всё это движение вовне и от себя. Это целое поле для исследования.
Желания, которые и в голову не пришли бы никому или почти никому, но как только они прописаны в регистре Символического и введены в пространство общечеловеческого воображаемого, они неизбежно начинают как то взаимодействовать с реальным, давить на него а может быть и даже двигать.
Итак, в зрелом возрасте время Мифоса течёт в основном циклически. Отсюда повторяемость сюжетов и кстати возможность накопления и совершенствования опыта.
А в старости время вероятно как то замедляется. Возможно об этом говорит то что некоторые ждут смерти в старости и хотят её уже, но она не приходит потому что время будто стоит.
Отсюда можно предположить что время в мифосах течёт по разному. Разумеется речь не об абсолютном господства а об ощутимом преобладании каких то определённых потоков.
Так же можно попробовать классифицировать общественное время. К примеру возможно увидеть в движении общества три основных потока времени Революции, Затем Реформы и использование и Застой.
Причём Революции могут быть разные, и сравнительно бескровные, как у нас после развала СССР. В 90х фактически на мой взгляд была именно революция, и не одна, вторая, в 93м году, не удалась. И такой период времени очень благоприятен именно для перемен. Можно менять и меняться быстро и глубоко, дух времени способствует этому.
Затем наступает стройка восстановление тоже продуктивное время, в которое накопленный потенциал воплощается в создании новых структур и порядка.
И затем наступает период использования, и застоя. Ломать и строить ничего не надо, происходит освоение и привыкание, по сути, замедление и почти остановка хода времени. Мелкие поверхностные события вроде встреч полит. лидеров и богемных тусовок не в счёт. Внутри по настоящему ничего не движется и все это чувствуют и начинают постепенно задыхаться. И цикл повторяется.
Кстати сейчас скорость планетарных процессов настолько возросла что циклы эти происходят очень быстро и то что раньше свершалось за сотни лет, сейчас происходит за десятки или даже за годы. И стало быть, судя по состоянию дел у нас и в мире, мы на пороге очередной революции. Главное понять в какой сфере она происходит, увидеть её и осознать.
Сейчас у нас в стране явный застой и постепенное удушающее «закручивание гаек». И скрытое напряжение начинает накапливаться. Вроде всё правильно потому что по бумагам и законам всё правильно а что то не то. И люди ищут что же будет «то».
И ещё приходим мы к тому что на скорость общественного времени непосредственнейшее действие оказывает именно Уран. Именно он управляет магнетизмом и электричеством и тонкой электроникой. Всё летит так быстро, потому что вокруг атмосфера буквально насыщена электричеством почти всё питается и работает от розетки. Везде и всюду эти потоки, а они очень быстрые и преобладает в них информационная составляющая чувственной почти нет, явно не хватает. Везде быстрые, мгновенно возникающие и рушащиеся виртуальные пространства. Которые буквально лезут сквозь друг друга стремясь овладеть нашим вниманием. Их руками не пощупаешь но, тем не менее, они на нас действуют очень сильно, сильней чем например реальная природа. Судя по количеству мусора в лесу природа многими воспринимается уже как такая же виртуальная картинка с которой можно делать что угодно. Эра Водолея так сказать.
Именно электроника сейчас задаёт такую скорость течения времени просто сумасшедшую, электрическую по сути в пределе стремящуюся к скорости света. Всё это творит разнообразнейшие потоки времени. Хоть и велик человек и могуч но такие скорости не то что бы не по плечу а во вред идут и вред пока пожалуй чаще пользы. Просто мы опьянены и заворожены открывающимися «перспективами» и «возможностями». Если на минуту представить что исчезнет электричество то обнаружится что без него мы мгновенно погружаемся на уровень средневековья а может быть и глубже, потому что выучки и привычки как жить без этих «благ» уже нет. Это субъективно потеря и огромная. Страшная травма для современного человека то чем сто лет назад не то что не удивишь а оно там само собой. На экране просто смотреть в то время а фактически мы все отвыкли от него и ушли оттуда.
И конечно на фоне бешеного общественного времени очень остро и отчётливо ощущаются свои собственные застои, и замершее время, зацикленность. И вопрос у большинства стоит ребром. Время сейчас сложное…