Мировоззрения и вИдение.
Мировоззрения как центры кристаллизации вИдения, точки зрения на мир.
За время формирования общественного сознания нашей цивилизации можно выделить несколько основных этапов проявления ключевых идей-образов, обусловливающих определённый взгляд на мир, его вИдение. Образы эти являются воплощением глубинных законов бытия, преломленных через призму человеческой жизни. Известные системы мировоззрений можно обобщить в пять видов. Мифологические, Магические, Боевые, Религиозные и Философские.
В истоке всего, и самой жизни нашей цивилизации, расположено, очевидно, мифологическое мировоззрение. Миф это истоковый образ. Например: из золотого яйца появился бог Род, который захотел, чтобы появилась Вселенная, и стал творить. Или: в начале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог, т.д. Миф имеет описание и историю, то есть чёткую форму. Миф особым образом структурирует пространство. У него есть и бытиё во времени, то есть история. У каждого народа есть своя мифология. У каждой религии-идеологии, будь то шаманизм буддизм или христианство есть свой миф и своя история. У каждой философской доктрины есть свой миф, у каждой битвы и у каждого желания, движущего магические силы. По сути, миф это зародыш образа, и сути и формы. Миф — то самое таинство, в котором суть обретает форму.
Миф постигается только в том случае, если человек чуток. Для вхождения в мифологическое пространство необходима тонкость восприятия, готовность увидеть и принять без предосуждения. В современном мире этот тип мировоззрения разворачивается через искусство во всех его разновидностях. Через литературу, музыку, живопись, скульптуру и танцевальную пластику. Через всё, что связано с эстетикой, чувством красоты и гармонии, через чувственно эстетическое восприятие, эмпатию. Сказки, притчи, мифы, легенды. Научные гипотезы, философские концепции – всё суть миф.
Мифологическое пространство позволяет увидеть, постичь исток. Пережить безмолвное таинство причастия к бытию во всём его великолепии и всей глубине. В магическом же мировоззрении постижение мира, соприкосновение с ним происходит в основном через силы. Силы как таковые, с малым числом градаций. Давит — не давит, есть напряжение или нет. Магическая система очень близка к двоичной, и, соответственно, мир чёрно-белый, почти без оттенков. И своё место в иерархии мира определяется способностью «придавить», сделать нечто жёсткое и ощутимое, необратимое. Страх и уважение к тому, кто может давить. В общем, голая механика.
Если в человеке преобладает мифологическое видение, то он расскажет о массе ощущений, чувств и образов, ассоциаций возникших при соприкосновении с каким либо явлением. О том, что произошло с ним, и как изменилось состояние, и возможно о том, что новый пусть и небольшой, смысл добавился к его жизни. Мифологическое пространство является и смыслообразующим и чувствообразующим и времяобразующим, по сути всё что есть, рождается из него, все остальные сюжеты – и магический и боевой и религиозный и философский. Переживание мифа — прежде всего путешествие, погружение в некий процесс, отдача ему, поглощённость. Пространство мифа можно рассмотреть на примере сказок и снов. Там всё возможно. Нет чётких границ.
Взаимоотношения человека с пространствами мировоззрений являются диагностическими. Если кто то не может чётко осознать разницу между магическим и мифологическим мировоззрениями это говорит о том, что одно, из двух этих пространств у него закрыто. И скорее всего как раз мифологическое. Магическое пространство гораздо проще по устройству. Там гораздо меньше мерностей чем в мифологическом, если у человека открыто мифологическое восприятие мира он без труда способен отличить все остальные мировоззрения друг от друга, что почти не под силу (разве что при помощи духовJ) человеку, находящемуся в магическом мировоззрении.
В мифологическом пространстве всегда есть свойства и характеры персонажей. Всё одушевлено, есть с кем и о чём говорить. Можно разговаривать со всем миром, с богами, с печкой, деревом, рыбой, птицей, и т.д, как с частью Мировой Души. Через существа и предметы на нас смотрит Мировая Душа и иногда Мировой Дух – Логос. Смотрят и наблюдают, как мы живём. Помогают, если просим, не навязывая своих условий.
В пространстве магического мировоззрения тоже есть разговоры с миром, но они, в общем-то, о выживании, причём в основном телесном. Обитатели магического мира живут чёткими, жёсткими целями, вынужденно выстроенными вокруг эго, суровыми внешними условиями, они связаны ими. Правит там, в основном, Дух, Логос – стремящийся, ему не до сантиментов.
Мифологические же герои выживают не телесно или не только телесно, они живут и выживают и душевно и духовно. В мифологическом мире правит Душа, у которой бесчисленное количество оттенков, форм, состояний, атмосфер, видов, градаций, миров и т.д. К мифологическому пространству особенно относится фантастика, как жанр литературы. Толкинисты или поклонники Рона Хаббарда, Роджера Желязны и прочих творцов разнообразных «миров» на полном серьёзе уходят туда, в те смыслы и ориентиры и существуют там значительную часть своего времени.
В мифологическом пространстве как раз и находится материал для творения, а так же вдохновение для него и смысл. В пространстве магическом смысл прост – надо выжить, достичь цели, различия в формах если есть, то несущественны. В мифологическом же пространстве миры может быть и похожи чем-то, но совершенно уникальны из-за массы особенностей и оттенков, не поддающихся учёту. И в этом прелесть мифа.
И если у человека закрыто видение или восприятие мифологического пространства, то и смысл жизни для него закрыт или извращён, например, стеканием — компенсацией в боевое или философское видение. Он ему неведом по той причине, что в простоте магического негде ему быть, смысл жизни явление опосредованное, теневое в каком то смысле, если ему негде спрятаться и не за кем укрыться, то таинство исчезает и остаётся какой ни будь голый научный факт, уже никому не интересный и не вдохновляющий никого, поскольку нечем, ибо всё расчленено, отпрепарировано и описано. Вдохновить, манить, звать к себе может только таинство, нечто неизвестное или вовсе непостижимое. И потому магу, с его вынужденно усечённым видением, непонятно зачем и почему всё происходит, он постоянно нуждается в инструкциях. А в мифологическом пространстве, когда душа и сердце открыты, вопросы смысла жизни даже не возникают, всё ясно и очевидно само собой.
Если же у человека гипертрофировано мифологическое видение, то он склонен наделять выдуманными чертами сущее и происходящее, он легко впадает в иллюзии, сотворив мир вымысла. Отрывается от реальности, и существует в придуманных мирах, порой теряясь в них, ему трудно от них оторваться, и отличить то что есть, от того что только лишь может быть. Он пленник своей творческой силы и его душа бывает очарована, а дух усыплён этим изобилием образов и лёгкостью их сотворения. Порой задача целой жизни разобраться, что же на самом деле происходит. И научиться делать то, что нужно, чтобы получать предсказуемый результат. Например, денег заработать. Воображение одновременно их сильная и слабая сторона. Так же для людей с гипертрофированным мифологическим видением часто чрезвычайно труден вопрос выбора, определения значимости и отпускания.
А маг, напротив практически не испытывает сложностей с адаптацией к жизни. У него всё просто – никаких сомнений в том, что своё место надо создать, занять и охранять, биться за жизнь. Если надо кого-то потеснить, то у мага не возникает особых колебаний по этому поводу, такой ход событий для него естественен. Мир для него является ареной взаимодействия сил, где обычно сила силу ломит.
У того же, кто стоит на мифологическом видении, часто возникают мучительные сомнения. Всё с чем бы он ни соприкасался – уникально и теснить, давить, ломить значит причинять вред, а значит причинять страдания постоянно ощущаемой им Мировой Душе, а значит и своей. Процесс выбора превращается в невыносимую муку, часто завершающуюся самопоеданием, чтобы никому не навредить. Подвержен приступам мучительной ностальгии по былому когда то. Он бережно, даже слишком, относится к происходящему, порой делая заранее обречённые попытки сохранить всё и примирить всех со всеми. Наделяя излишней значимостью то, что отжило и должно уйти, боясь потревожить сложившиеся границы и условия текущего бытия.
Следующее видение, которое формируется у человека это, по всей видимости, Магическое. Очевидно, особенно способствовали этому внешние условия, всемирный потоп и оледенение, заставляющие ожесточённо выживать. В данном случае имеется в виду магия шаманизма, магия в изначальном виде, когда есть Верховный управляющий всем Дух, и его ипостаси в каждом предмете и явлении мира, есть человек и есть Природа, управляемая духами, ликами единого Главного. Человек, общаясь с духами предметов и пространств, решает насущнейшие вопросы. Устанавливает взаимоотношения и формирует события. Выживает.
По сути, искусство магии это искусство управления, шаман управляет миров посредством взаимодействия с миром духов. Это простое управление практически не обременённое моралью и нравственностью. Сказали духи сделать так – берём и делаем, чаще всего не задумываясь о смысле и последствиях, потому, что так сказали духи. Когда что-то нужно мне – иду к духам, прошу, иногда выклянчиваю нужное, не заботясь о высшем смысле и последствиях. Нужно устранить конкурента – иду к духам, прошу, и они устраняют, например, человек умирает от непонятной болезни. Или, сказали духи шаману – иди и убей вот этого, и шаман идёт и убивает, или посылает кого-то, опираясь на волю духов. Если духи запретили, шаман не убивает и другим не даёт.
В этнографических исследованиях есть много описаний шаманских поединков, обычных для той эпохи и менталитета. Часто эти поединки завершались смертью или увечьем одного или обоих участников. Гибли лучшие, бестолково, ради самомнения. Переключаясь в струю боевого мировоззрения, но при помощи магии. Поединок перенёсся в магическую сферу. Так же как впрочем, он переносится в философскую и религиозную и мифологическую сферы. Со своей окраской и особенностями. Это смешивание постоянно происходит, и любое явление в обществе представляет собой сплав нескольких мировоззрений. И нечто новое заключает в себе лишь оригинальную пропорцию базовых мировоззрений.
Минимум своей воли, не нужно особенно решать что делать. Вот первобытный шаманизм, завязанный в основном на взаимодействии с силами. Мир как арена игры сил. Взаимодействия между природой духами и человеком прозрачные. Например, когда мы пытаемся повлиять на погоду, мы действуем с точки зрения первобытной магии. Все морально этические установки: а можно ли, а надо ли это делать по высшему смыслу, или лучше потерпеть, чтоб потом не аукнулось, как и попытка понять, как это может отразиться на всей земле или на моей личной жизни, здесь почти отсутствует. Присутствует неизбежное, пожалуй, уважение к миру как непостижимому, и стало быть опасному феномену. Есть я и моё желание и всё. Мир сил и желаний, и способы управлять им представлены здесь, в первобытном шаманизме.
И в этом мире магических сил мы учимся действовать. Это очевидно, следующий этап развития систем видения после мифологического, самый простой и функциональный. Нет особого долженствования, и есть минимальный набор простых правил борьбы за жизнь в жёстких условиях. Мир сил и возможностей. И силы эти и возможности осознаются каждым самостоятельно. Вспомните Абдуллу из фильма «Белое солнце пустыни»: «…а потом Аллах сказал мне – бери оружие, садись на коня и сам бери что хочешь». Яркий пример магического мировоззрения соединившегося с боевым.
Примерно на этом же этапе развития проявляется боевое видение. Боевое, это вовсе не обязательно война и убийство. Это, прежде всего поединок. Биться можно и со своими слабостями, несовершенствами и недостатками. Это взаимодействие — кто кого, кто выиграл. Выиграл, значит, получил возможность (ресурс, пространство, статус). Все битвы идут за разнообразнейшие возможности как реальные так и воображаемые, только лишь кажущиеся бъющимся, вот ирония жизни.
В битве я встречаюсь с противником лицом к лицу без посредников. В магическом взаимодействии имеется посредник-порученец в лице духа или какого-либо закона, знание которого даёт преимущество. При боевом же видении полагаться приходится целиком на собственную силу. И только. Если в эту силу или в эти возможности входит управление духами или взаимодействие с другими силами, то они участвуют в моей битве, а если нет, то нет.
Моя сила здесь определяется как то, чем я в данный момент могу самостоятельно управлять без помощников и посредников. Если в человеке развито магическое начало, из него, как правило, получается такой хороший манипулятор, он умеет хорошо управлять людьми, самим собой, волевой, сильный, самостоятельный, в общем, человек. Здоровый, крепкий, живучий, поскольку хорошо связан с природой, чувствует её и себя. Если же магическое видение отключено, то человек по жизни устраняется от решения своих насущных задач, и либо взваливает их на других, делаясь паразитом, либо просто деградирует, отказываясь творить и сохранять своё жизненное пространство.
Человек — боец при столкновении с чем-либо мало-мальски значимым для него, всякий раз «заводится», для него любое значимое событие является вызовом. Он (она оно) меня или я его. Успел или не успел, смог — не смог. Кто сказал последнее слово, кто сверху, кто победитель. Этот тип взаимодействия проявляется часто даже в беседах и в творческих взаимодействиях и в поисках решений. Постоянное применение указывает на примитивный уровень развития личности и чаще всего оставляет неприятное впечатление. Человек мифологического, религиозного или философского склада будет напротив, искать точки соприкосновения, общее и конструктивное.
В современном обществе особенно ярко боевое мировоззрение проявлено в спорте, бизнесе, юриспруденции и, пожалуй, политике. Если боевое видение закрыто, индивид устраняется от принятия жизненно важных решений и отстаивания своих интересов вплоть до страха высказать свои мысли и чувства. Что ведёт к накоплению внутри массы вытесненного яда и в крайнем варианте превращению в лжеца извращенца, наслаждающегося причинением телесной или душевной боли и использующего косвенные способы для решения своих вопросов. Такой человек постоянно за что-то прячется, за цитаты, мистические традиции, науку, философию, идеи нравственности или порядка. Он боится показать себя и окружающим часто это совершенно очевидно.
Собственно школы рукопашного боя не всегда имеют главной боевое видение. Часто используется магическое видение, или специфическая философия, просто правила поведения, позволяющие побеждать противника. А собственно поединок происходит не всегда.
Поединок может касаться многих сфер жизни, в нём важна наблюдательность, внимательность, терпение и прочие «классические» добродетели. Ушёл в свои представления, оторвался от реальности – проиграл. Заработал денег или нет, живёт ли твоя фирма или нет, всё вещественно и наглядно. Не обязательно столкновение, но взаимодействие и соревнование. По дружески, для тонуса и формы. В таком поединке сам себе становишься виден – какой я сейчас, что могу. Возвращение из воображаемого.
Боевое мировоззрение очень подходит для самопознания. Поскольку идёшь на своих возможностях, почти не опираясь на законы и силы, чью-то помощь. Здесь всегда есть ощущение проигрыша или победы. Это неотъемлемая часть жизни. И если пытаться уйти от поединка, и думать что я не такой, и это не про меня, я за мир во всём мире и на благо всей планеты. Жизнь проявит, что человек устранился от личного решения важных вопросов. Эти же вопросы неизбежно придётся решать, только уже косвенно, при помощи магических методов. Или взваливая на богов, неустанно молимых, затрачивая непропорционально огромные усилия, так как КПД здесь безнадёжно низок. Как исключение, такие компенсаторные механизмы дают возможность сформироваться весьма причудливым явлениям внутренней жизни, в итоге идущим человеку или окружающим на пользу. Так, например, появляются изобретения облегчающие жизнь.
Следующее мировоззрение – религиозное. Чем оно отличается от магического? Тот же верховный Дух, те же силы, названия другие. Вместо Духов Ангелы и Архангелы, Силы, Власти, Престолы и так далее, полубоги, Дэйвы, Асуры, Даймоны, Гении. И даже методы работы в основном схожи. В чём же отличие? В том, что в религиозном мировоззрении при общении с незримым используется обязательная прослойка из морали и нравственности, своеобразный фильтр с определённым размером ячейки, и там чётко прописано, что и как можно и что нельзя. Зачем и как надо взаимодействовать с этими силами.
Правила, направленные на сохранение популяции, причём не просто, но в определённом состоянии духа и души. По сути, религиозное мировоззрение это гигантский метафизический консервант для души и духа. Но ведущий вследствие снятия индивидуальной нагрузки познания к образованию неких общественных излишков – возможностей всем миром делать какое то общее дело, в определённых исторических рамках конечно, объединяясь как единоверцы и единомышленники. Это объёмистая на современном этапе прослойка между людьми и Верховным Духом.
В магическом видении этого нет или самый минимум. Есть моё, практически не критикуемое желание. В религиозном же видении моё желание рассматривается очень пристально. В религиозном мировоззрении бога собственно нет, есть его образ, передаваемый по наследству и используемый для установления определённых отношений между людьми и вообще управления их поведением. Многие известные святые и мистики чувствовали это и практически всю жизнь стремились к индивидуальным мистическим откровениям, то есть к выходу за пределы религиозного видения.
Практически вся структура скрытых механизмов направлена на управление поведением людей. При помощи опор на непроверяемых утверждениях и спекуляций виртуальными возможностями производится управление обществом. И для его преумножения, в удобном для управления виде.
Философское видение прежде всего связано с осмыслением. Чтобы осмыслить, надо выйти за пределы системы, и стало быть философ всегда старается смотреть со стороны. Причём здесь имеется в виду осмысление собственное, а не заимствованное. Простая учёность или образованность отнюдь не подразумевает что включено философское видение. Эрудиция в этом смысле ничего не даст и счастлив этим человек не будет. И жизнь рано или поздно проявит то, что нет у человека своего мнения, что он постоянно прячется за цитатами.
Отдельную категорию составляют сверхистовые фанаты какого либо учения. Фанат Лакана или Юнга, Кришны, Гегеля или Кастанеды. В таком случае человек почти полностью отождествляется с чьим-то учением, живёт и дышит им, и как минимум является прекрасным живым справочником по учению. Здесь, тем не менее, возможны плюсы в том случае, если исходная личность сильно невротизирована и таким погружением в чужое знание как то сохраняет свой баланс, или же имеет просветительскую миссию.
Для человека важен приход к своей собственной мудрости и если философское начало и видение закрыто, то человек не живёт своим умом, и время пытается спрятаться за чьи-то мысли, цитаты, жить чужим умом. Это, пожалуй, вариант атрофии боевого видения, человек боится проявить себя в сфере определения смысла происходящего. А если оно гипертрофировано то такой человек считает правильным только тот смысл, который он увидел и вообще ему кажется что все кругом ничего не понимают а он один непризнанный гений. Философское видение подходит к понятию уникальности человека и мира осознанно. Мифологическое в основном переживает, а философское осознаёт, описывает и классифицирует. Что тоже необходимо. Философское видение в том числе необходимо для того чтобы уметь отличить чужие мысли от своих. И уметь пользоваться при необходимости и чужими мыслями, и своими.
Свойством философского мировоззрения является способность не только определять заложенный кем-то смысл, но и сотворять новый. Продолжать жизнь дальше. К примеру целительным вымыслом. Любое явление мира потенциально являются полем действия философского мировоззрения.
Вышеописанные точки кристаллизации видения мира можно определить, как пять каналов взаимодействия с миром. Причём в мире они в чистом виде практически не встречаются. Всё перемешано и носит включения друг друга, и это неизбежно и правильно. Смешивание всегда было, в какой-то мере, в ниши дни это лишь усилилось. И всё что происходит, случается где-то на стыке двух, или более точек зрения. Красота боя или церковной утвари, красота мысли или смысл борьбы, исток, причина, идеи, сила мысли, смысл причины и так далее. Стык всего, пожалуй, политика и философия.
В наше время практически любое явление обретает множественные контексты и проекции в разных системах мировоззрения. Во многом благодаря развитию и распространению философского мировоззрения, а так же СМИ. Мир наш очень сложный и смыслообразующее пространство человечества очень сложно. Раньше оно было буквально двухмерным, сейчас многомерное.
Каких-то ещё лет сто назад и в частности и в общечеловеческом масштабе мышление было линейным. Это значит что оно развивалось в соответствии с какими то чётко выстроенными системами ценностей, родовыми, национальными. Мышление, определение поведения, выбор, располагались вдоль некой воображаемой линии, проведённой от центра, условно плюса, где происходящее полностью соответствует некой системе ценностей до периферии-минуса, где соответствия нет никакого. Вот и все варианты: вдоль одной линии – соответствует или не соответствует моё мышление, чувствование и поведение той системе ценностей, в которой я воспитан.
По сути, я мыслю себя, создаю себя и сужу себя в соответствии с тем, на каком месте этой линии, ближе или дальше к центру удалось расположить выбор, организовать событие моей жизни. Я стараюсь жить в чётком соответствии одной системе координат, и степень этого соответствия располагается по линии – линейность. Если то, что выпадает мне или случается со мной соответствует моей системе ценностей, я принимаю это и буду следовать такому ходу событий, если нет, то я не принимаю и борюсь. Фактор многомерности и нелинейности отсутствует, для него ещё нет условий появления, технических, философских, культурных, общественных и политических.
Изначально ментальное пространство было простым и кроме того разрозненным, разобщённым у разных этносов и соответственно культур. Пространства мышления разных культур не имели практической возможности быть спроецированными на одного человека. Исключения были достаточно редки – путешественники и торговцы, отчасти воины, и обмен носил характер вытеснения и исключения. То есть в результате взаимодействия побеждал какой то один образ, а другой претендующий на главенство элемент культуры другого(или своего) этноса вытеснялся, забывался или запрещался. Не было философской, культурной и технической возможности обеспечить одновременное бытиё разных идей в одном пространстве, поскольку, очевидно преобладали магическое и боевое типы мировоззрения, и выживало только что-то одно.
В особенности с появлением электричества и развитием технологий связи и транспорта начало происходить всё более интенсивное перемешивание идей, культур и вообще целых народов. Нельзя не упомянуть так же процесс колонизации, привнёсший свою специфику в процесс перемешивания культур изъятием и увозом в метрополию сакральных предметов. Которые тысячелетиями образовывали в данных пространствах центры кристаллизации сознания. И теперь эти артефакты магическим образом притягивают к себе своих генетических наследников.
Скорость перемешивания стало такой, что просто перестало хватать времени на выяснение взаимоотношений между идеями в формате кто кого. Жизнь ускорилась настолько, что стало некогда производить подробные разборы и инвентаризацию, скорость появления событий и необходимость на них реагировать поглотили ту часть внимания, которая прежде уходила на выяснение отношений и борьбу идей в пределах одной системы координат. Приходится порой изрядно напрягаться, чтобы успеть за всё нарастающей скоростью общественного времени. Раньше же общественное время стояло на месте, а индивидуальное время обычно его обгоняло со всеми вытекающими последствиями. Это было основной драмой, а порой и трагедией – человек не мог реализовать свои потребности, потому что просто негде – ни материальной базы ни культурной ни философской. Голые желания и страдания от них.
Сейчас напротив, всё можно реализовать, для всего есть условия, свобода и найдутся единомышленники, но далеко не на всё хватает времени. Мы даже не в состоянии просто ознакомиться со всеми доступными возможностями, список которых постоянно растёт с огромной скоростью. Есть у этого процесса и побочные эффекты далеко не всегда приятные, но это очевидно, потому что равновесие между тьмой и светом должно быть соблюдено.
Так, практически насильственно, под непреодолимым давлением обстоятельств, а по сути, в основном электричества, в общевидовом ментальном пространстве возникла возможность существования параллельных, может быть и взаимоисключающих структур но, не имеющих достаточно сил в самих себе или времени в нас, людях, чтобы произвести процесс иерархической выстройки принципов своего существования. Нужно конечно ещё разобраться, что это за возможность. Благо или зло?
Что это, второй этаж, или уже иная мерность? Скорее всего, второе. Это явление имеет последствием снижение плотности или мощи образов и идей, то есть произошла своеобразная инфляция – пространство осталось по объёму и прочности тем же и потенциал его, как и каждого конкретного человека остался примерно на прежнем уровне, а наполнение образами и ценностями, опытом других культур возросло многократно. При иерархической системе количество единиц потребления пространства, своеобразных «едоков» регулировалось автоматически по принципу кто кого, а сейчас очевидно, по «демократическому» принципу приходится делить всё на всех. «Всё» остаётся прежним а «все» плодятся и размножаются. Результат парадоксален – обеднение жизни души, чувство неудовлетворённости и своеобразного душевного голода.
Таким образом, фактически и технически реализовались предпосылки для проявления постмодернистского типа мышления со всеми вытекающими возможностями и недостатками. На одно пространство-время спроецировано множество разнообразных, разнородных и противоречивых систем координат. Традиционалистское воспитание тоже уже практически кануло в Лету.
В результате мы всё это чувствуем как разнообразнейшие буквально рвущие на части побуждения и желания. Резонирующие с уже перемешавшимися генотипами. Чистых рас уже почти нет, и практически каждый ощущает в себе, выражаясь образно, зов разной крови.
Проявляясь в нас, все эти системы координат уже заставляют (и от этого не деться) оценивать происходящее с разных точек зрения. Вырабатывать параллельно разные позиции, разное отношение к происходящему, что многократно увеличивает объём восприятия и вариативность выбора.
Пространство мышления и выбора стало многомерным. И на всех этих перекрёстках мышления появляется возможность построить свою уникальную систему ценностей, соответствующую индивидуальным предпочтениям и генотипу. Причём в данном случае инфляция образов может играть и положительную роль, позволяя легче перемещаться между ними, так как ослабла притягательная сила образов и есть попутный фактор в виде общего давления.
Стремление индивида соорудить себе примитивную и ограниченную систему мировоззрения корнем идёт от тысячелетнего натренированного стремления мыслить линейно, даже не плоско, до плоскости ещё дорасти надо. Стремление вернуться к этой простоте обусловлено генетической памятью, диктующей сильное желание выяснить, что однозначно правильно, а что не правильно и расположить все ценности в иерархическом порядке, определить своё место и его занять. По сути это общественный инстинкт. Но количество уже необратимо перешло в качество и закрепляется уже в новом генотипе. Обратимым этот процесс станет, если только «отключить» электричество.
Сейчас жизненные ситуации разворачиваются так, что в один и тот же момент я и учитель и ученик, и выигравший и проигравший, и знающий и не знающий, прав и не прав, инициатор и проводник, генератор и индуктор, и так далее, во всей палитре одновременно. Всё это нормально и правильно для нынешнего эволюционного этапа. Только вот ведёт к конфликту и иерархически ориентированными инстинктами и генотипом. Конфликт может выражаться в чувстве постоянной неудовлетворённости происходящим или чувством своего несовершенства или чувством вины от того что невозможно всё свести в стройную правильную схему. Для многих сейчас это сильный сдерживающий фактор, кардинальный, основной вызов.
Философия постмодернизма в какой то мере отражает предпосылки и сам процесс повсеместной индивидуализации, возможность индивидуации практически для каждого, давая для этого теоретическую и философскую базы. Общественные потребительские стандарты стремятся к элитарным, прежняя пирамидальная иерархия во многом упраздняется, и в ментальном пространстве созданы условия для любого самоотождествления. Различные типы общественных устройств вступили в конкурентную борьбу и стараются предложить всё более удобные условия жизни и всё большее количество прав и свобод. Тут тоже конечно, есть разные побочные эффекты, злоупотребления извращения, самый, пожалуй неприятный из которых это эгоцентрическое растление в результате которого человек считает что ему все должны и без адвоката не разговаривает. Дайте мне всё, а я на вас класть буду – крайняя степень потребительства но, тем не менее, тоже одна из возможностей.
И встаёт насущнейший вопрос о критериях выбора в этом пёстром и противоречивейшем многообразии. Как соотнести всё это между собой и определить оптимальный вектор движения?
Сначала хочется по привычке выяснить кто или что сильнее или круче, затем что правильней и совершенней. Разумом и линейной логикой эти задачи не решаются в принципе из за бесконечной противоречивости. Но как же определиться? Как не ошибиться и выбрать правильно? Везде есть элементы правды каждый по своему прав и имеет для этого свои основания. Если браться всё выяснить практически, проверять действием, ста тысяч жизней может не хватить. Всё не успеть по определению.
Как во всём этом ориентироваться точно и быстро? Свободно перемещаться между смыслами и образами? Как? При каких условиях это возможно?
Парадокс — нужно обратиться в себя, замолчать и сделаться чутким, чтобы услышать голоса миллионов моих предков живших в разных системах мировоззрений и условий, и знавших ответы на многие из моих вопросов. Это часть ответа.
Интересный феномен – из за такого перемешивания каждый человек не успевает лично познать всё что творит всё человечество как вид, и соответственно теоретически выход – подключение к общевидовому сознанию где всё хранится по полочкам и категориям, был бы только доступ. Который может быть получен путём развития тонкого и глубоко чутья ощутить себя совершенно конкретно причастным и к человеческому роду вообще и к своему народу и к своему роду. Считывать нужное знание на тончайшем уровне там, где минимум форм и нет никакого перемешивания, где всё вечно и бесконечно. Парадокс – выжить в условиях предельной индивидуализации можно только при условии соединения с общим сознанием а точнее при соединении с его самыми насущными пульсациями. Что возможно только при условии наличия достаточно гибкой психики и тонкой интуиции. То есть интуитивное чутьё и доверие ему, то есть доверие себе, становится сейчас важнейшим инструментом выживания. Пожалуй, только благодаря чутью, тонкому чутью, божественному или архетипическому наитию можно сейчас сориентироваться в современном мире. По старой, относящейся ко времени господства линейно мышления привычке, осознанный выбор можно сделать в случае если как следует прочувствовать ощутить ситуацию, необходимо достаточно времени чтобы душа поварилась в обстоятельствах и пропиталась ими. Либо большая открытость и чистота, подвижность чувств, что возможно, но очень сложно в современных условиях. Сейчас возможностей долго вариться уже нет, и выбор приходится делать, опираясь на малое количество ощущений. Выход очевиден – утончение и ускорение восприятия.
В добрый путь!