«Шаманская болезнь» или бремя культуры и цивилизации.
В близких к эзотерике кругах, известно загадочное словосочетание – шаманская болезнь. Вошло оно в разговорный обиход с лёгкой руки этнографов. И означает исходно некие состояния, которые переживает будущий шаман, перед тем как у него проснутся скрытые внутренние силы и способности, и он начнёт видеть тонкий мир, и получит возможность осознанно с ним взаимодействовать. Состояния эти весьма своеобразны, причудливы и порой болезненны.[1] Как показывает практика, шаманская болезнь заразительна и интернациональна, то есть не имеет национальных границ и «заболеть» ею рискует любой, серьёзно соприкоснувшийся с духовным путём, и с изменёнными состояниями сознания, практика которых, по мнению многих источников, ведёт к вышеупомянутым результатам[2].
Классики этнографии (М. Элиаде, Х. Кальвайт) приводят сведения, что у некоторых племён наилучшими шаманами считались физически хилые, глубоко невротизированные личности, которые, возможно как раз благодаря этим особенностям, имели особое восприятие и доступ в мир духов и потусторонних сил. У разных народностей существовали разные представления о передаче шаманских способностей, у некоторых считалось, что шаманом можно только родиться, другие же полагали, что при определённых условиях способности можно обрести, пройдя некие инициации и получив одобрение у духов. В любом случае, лишь единицы шли этим, особым путём.
Сейчас, очевидно в связи с изменениями в структуре общества и отходом от традиционного родового и семейного институтов, очевидным крахом института религии, «шаманская болезнь» распространилась вширь, и встречается гораздо чаще в связи с активным самостоятельным поиском духовных ориентиров и откровений.[3] Узкая специализация единичных на племенное сообщество жрецов – шаманов — знахарей – священников, практически исчезла. В связи с НТР резко возрос уровень эгоцентризма и обособления. Теперь чуть ли не каждый сам себе шаман. И число «болеющих» искателей истины, естественно, заметно увеличилось.
С современной точки зрения можно сказать, что в процессе протекания шаманской болезни активизируются вытесненные теневые структуры личности. Происходит это очевидно, по причине как осознанного так порой и не осознанного (что важно), желания взаимодействия человека-искателя с разного рода божествами, архетипами и энергетическими потоками. Которые по своей широте, мощи и многомерности гораздо более широки и глубоки чем обычное повседневное сознание человека, жёстко обусловленного воспитанием и культурой.[4] Соответственно, при соприкосновении с таким объёмом сил, обычное личностное сознание со всеми его жёстко обусловленными культурой механизмами вытеснения начинает трещать по швам и разваливаться.
Обостряются невротические реакции, которые прежние, обыденные механизмы защит сдерживать уже не в состоянии, всплывают разнообразные детские страхи и комплексы, утончается и обостряется восприятие, повышается общая чувствительность и болезненность при прежних навыках адаптации и взаимодействия, наработанных за всю предыдущую жизнь. Всё это существенно осложняет жизнь в период прохождения «шаманской болезни» длящийся в среднем минимум от трёх до шести лет, в ряде случаев встречается циклическое, повторное течение «болезни», с периодами обострения и ремиссии, растягивающиеся иногда на десятилетия. Есть, кстати, отдельная категория людей «болеющая» с детства, и «выздоравливающая» в случае прохождения определённого духовного пути. Этнографами описаны случаи, когда люди, отказавшиеся принять шаманский дар, умирали. Были так же описаны случаи когда дар принимался на ограниченное количество времени (12 лет)[5].
Симптомы как правило следующие: разной степени и длительности депрессивно- суицидальные состояния, порой довольно сильные, человек и умирать не хочет и не понимает и не чувствует зачем жить, поиск смысла жизни принимает порой весьма разрушительные формы. Порой во сне или наяву являются разнообразные видения. Адепту может казаться, что он сходит с ума, что жизнь бессмысленна и пуста, на него или на неё могут наваливаться жесточайшие депрессии и приступы невротических реакций, иногда доходящих до грани с психозом, апатия. Или напротив, накатывать приступы необъяснимой эйфории, когда кажется что всё понятно и ясно, что-то вроде этакого просветления, которое тоже, через некоторое время, куда-то бесследно исчезает, как и тоска. Общее состояние часто нестабильно. Особые сны, склонность к одиночеству, отчуждение от людей, трудность и порой невыносимость общения с ними. Потеря своего места в социуме вследствии постоянно меняющегося мировоззрения и мироощущения, трудности в адаптации. Постоянное ощущение присутствия внутри чего-то неизъяснимого и доставляющего то боль, то наслаждение. Иногда, какие-то состояния задерживаются, словно испытывая или соблазняя.
Зачастую но не всегда, присутствуют ярко выраженные психосоматические явления. Человек, страдающий шаманской болезнью может «переболеть» массой совершенно разнообразных «болезней» с полным букетом симптомов и проявлений. Медицинское обследование, как правило, никаких органических патологий не обнаруживает.
Часто проявляются симптомы телесных болезней, напоминающие аллергические реакции, симптомы желудочно-кишечных расстройств, поносы, запоры, изменение вкуса, непереносимость или наоборот тяга к каким то продуктам, слабость и вялость, телесная апатия, сонливость при, в общем, сохранённом психическом тонусе, или напротив приливы сил, когда кажется что можно свернуть горы. Повышенная или пониженная кожная чувствительность, жар и озноб. Разнообразнейшие боли в разных метах тела и во всём теле. Скачки артериального давления, внезапные головокружения, расстройства памяти и восприятия, сложности с фокусировкой внимания. Все симптомы могут периодически исчезать, словно их и не было, чтобы через некоторое время появиться вновь без всякой видимой закономерности.[6] В разработке находится гипотеза о том, что характер протекания болезни зависит от того, к кому ближе по своим архетипическим склонностям конкретный человек — к богам или титанам[7].
В общественных и личных взаимоотношениях возникают сложности. Если раньше род, племя, село или деревня были достаточно хорошо осведомлены о том что происходит с неофитом, то теперь после многочисленных политических и культурных революций и перемен традиции передачи знания во многом утрачены и зачастую ни окружающие ни сам человек не понимают, что же происходит. В отдельных моментах пытаясь прибегнуть к помощи психиатрии. Что в данном случае совершенно бесполезно. Сложности в отношениях возникают в основном от того что для болеющего «шаманской болезнью» перестают быть очевидными те морально этические установки по которым живёт большинство людей. Его внутренние опоры расшатываются и рушатся, он подвержен резким сменам состояний и настроений, непредсказуем и на каком-то уровне окружающие воспринимают весь этот поведенческий комплекс как опасность для себя. И стараются принять адекватные с их точки зрения меры. Не секрет, что будущему шаману в современном мире необходимо маскироваться от большинства себе подобных, изображая из себя нормального обычного человека. Открыться можно только немногим единомышленникам в соответствующих по духу сообществах. Это, кстати одна из причин массового возникновения всевозможных субкультур и течений в них.
Вследствие соприкосновения с силами тонких миров в человеке начинает пробуждаться его духовная суть, что разрушает привычные опоры КИМЛ[8] в человеке, и разрушение это настолько глубокое, что последствия и побочные эффекты доходят до отчётливых физиологических реакций и телесной перестройки. Происходит преображение личности, заложенной в детстве, по сути это может для некоторых стать вторым рождением[9].
Схожая картина «болезни» наблюдается у начинающих практиков практически любых, сколько нибудь затрагивающих тонкие и теневые сферы школ и систем. Начиная от ортодоксальных христианских, и заканчивая популярными тренингами по развитию чувствительности. И даже у тех, кто обладая некоторой восприимчивостью от природы, и решительным настроем, прочёл какое то количество соответствующей литературы. В результате доминанта внимания смещается в соответствующие сферы, и результат практически неминуем. Как правило, «болезнь» тем сильнее или дольше, чем сильнее намерение человека и его внутренний потенциал[10].
Практически во всех случаях осмысленного просвещения и обучения в этой сфере не существует, все кто «в теме», знают, что должно «колбасить» и если колбасит, то это хорошо, значит, есть толк от практики или семинара. Просто надо это как то пережить.
Наш опыт показывает, что тяжесть и болезненность упомянутых состояний складывается из двух основных факторов, КИМЛ и индивидуальных психоэнергетических особенностей человека. С индивидуальностью ничего не поделаешь, и переживать всевозможные состояния при её перенастройке и возможно частичной трансформации придётся во всей полноте, так как процесс этот длительный и тонкий.[11] А вот эффекты при взаимодействии сил тонкого мира, богов и архетипов с КИМЛ и её преображение можно существенно облегчить, используя арсенал МТ[12] и отдельные, подходящие случаю психотерапевтические техники[13].
Не стоит бояться этого явления и стараться как-то избежать его или «проскочить» побыстрее, считая досадной помехой. Эта своеобразная ломка личности неизбежна и её механизмы, по сути, аналогичны механизмам возникновения возрастных кризисов, которые, так или иначе переживает каждый человек, так как каждый проходит здесь, на земле какой-то свой духовный путь. В случае же индивидуальной тяги к духовному пути, к пути индивидуации, или к пути самопознания, переживания становятся несколько иными, и пожалуй более интенсивными и продолжительными. Или просто более акцентированными и осознанными. Конечно крайне сложно сопоставить количество боли и удовольствия у обывателя и духовного искателя, и по большому счёту, неизвестно, кто больше страдает. Возможно из-за специализации каждый получает свою долю страданий и счастья в своей сфере. Кто то в мирской, а кто то в духовной.
Как вести себя «болящему»? Не бояться и стараться не поддаваться соблазну стечь в образ жертвы-страдальца. Это ничего не даст. Попытка переждать так же бесперспективна. Стоит стараться не игнорировать, но переживать потоки состояний и переживаний не поддаваясь им. Не позволяя переживаниям завлекать себя в состояния полного отождествления с происходящим. Стараться сохранять если не позицию наблюдателя, (что оптимально, но трудно) то хотя бы какую-то отрешённо наблюдающую за происходящим часть сознания и души. Это сделать сложно, но в каком-то смысле это язык силы, и если мы хотим раскрыть свой потенциал, расторгнуть лишние и ненужные договора с Богами[14] то придётся постараться. Лучше всего довериться происходящему и прислушиваясь к себе, к своему внутреннему голосу пережить и переболеть каждую из приходящих болей, и мало того попробовать отыскать в них смысл. Осознать причины, которые, как правило, кроются где-то в дисгармонии взаимоотношений субъекта, (меня) и мира(всего остального что я не считаю собой). Каждая такая боль или болезнь существуют не сами по себе, но парадоксальным образом ведут, через вынужденное напряжение, через боль к осознанию сущности дисгармонии к познанию себя и мира как есть и к овладению своей внутренней силой, к раскрытию своего потенциала. К обработке и получению своего внутреннего философского камня. Нужно только набраться мужества и терпения и вооружиться здравым смыслом, не слишком уповая на авторитеты рискнуть и пуститься в этот путь. А в пути не только трудно, но и интересно. Там ведь нет обыденности…
[1] М. Элиаде Шаманизм: Архаические техники экстаза Париж — 1964
[2] Р. Ассаджиоли «Нервные заболевания при духовном росте».
[3] Карл Ясперс. Духовная ситуация времени Jaspers K., Die geistige Situation der Zeit, 1932, сайт koob.ru.
[4] В.Лебедько, Е.Найденов «Архетипические путешествия» Пенза «Золотое сечение» 2010.
[5] А. Горбовский «Тайная власть, незримая сила» М. «Прометей» 1989
[6] Дипак Чопра «Идеальное здоровье» Мн. «Харвест» 1999
[7] Е. Найдёнов «Три кита. Или Титаны, Боги и Демоны » http://www.naidenow.ru/
[8] В.Лебедько «Культурно Информационная Матрица Личности в контексте Западной Тадиции» 2001, на сайте http://sannyasa.ru и в библиотеках Интернета.
[9] Х. Кальвайт «Шаманы, знахари целители». М. Изд-во Трансперсонального института 1998
[10] Ассаджоли Роберто А 90 Психосинтез: теория и практика«Рефл бук.- 1994.
[11] К.Г.Юнг «Психология и Алхимия» Мн. «Харвест» 2001
[12] В.Лебедько, Е.Найденов «Магический Театр: методология созидания души» Самара. «Бахрах-М» 2008
[13] Ф.Перлз, П.Гудмен, Р.Хендриксон «Практикум по гештальттерапии» М. «Психотерапия», 2007
[14] В.Лебедько, Е.Найденов «Архетипотерапия» Пенза «Золотое сечение» 2010.