Творческий путь учёного как путь личной и духовной индивидуации. Или путь учёного как путь к себе.
Каждый человек проходит на земле свой уникальный путь. И этот путь заключает в себе мирскую и духовную составляющие. В зависимости от избранной сферы деятельности этапы и формы этого пути могут быть очень разными и специфическими но, тем не менее, присутствуют все признаки духовного пути. У обывателя и яркой творческой личности разнится, пожалуй, только масштаб и глубина переживаний. Приглядевшись, можно заметить и сквозь пелену обыденности и в свете творческой силы все атрибуты Пути – подъёмы и озарения, тупики и кризисы, очарования и разочарования, и, конечно, постоянную необходимость решающего выбора между свершением и удобством.
Путь личностной и духовной индивидуации учёного в этом смысле особенный, в известном смысле особо сложный. Сложность возникает из-за того, что в классическом научном подходе фактически, из картины мира отринуто божественное творящее, отцовское начало и мир постигается, осмысливается не через призму божественного замысла, не с точки зрения наследования древних духовный традиций, а заново, с чистого листа, руководствуясь эмпирическим и феноменологическим подходом и методом проб и ошибок. И главными научными принципами – очевидностью и повторяемостью, применимостью к жизни. Эта база фактически предписывает практически вслепую, отринув идеальное, с нуля воссоздать заново реальную картину мира, в осмысленную и пригодную для прагматического использования. Такая постановка вопроса лишает многих удобных, традиционных опор и делает задачу учёного и науки в целом весьма сложной, и очень трудной и интересной. В буквальном смысле героической, и по самой постановке подхода к вопросу, революционной. Герой Сын, причём сын подобно сыну из библейской притчи, блудный, ушедший из дома из-под крыла Отца, общается сам напрямую с Матерью Природой, стремясь постичь, а когда то и покорить её.
Ещё одна сложность состоит в том что, в отличии от мира духовности, где все истины стары как мир, в сфере науки должно присутствовать постоянное движение обновления, кореллирующее с процессами изменения мира и общества. Старыми истинами и парадигмами здесь сыт не будешь, требуются постоянные усилия по осмыслению возникающей реальности и ситуаций проявляющихся в ней. Движение духовного искателя направлено в известной степени, от реального к идеальному. В современном мире потребления это часто превращается в бегство. Искателю нужно впитать и пропустить через себя некие давно сформулированные и в общем ясные аксиомы духовности, он в значительном смысле потребитель духовных благ, созданных другими. Движение в мире науки происходит обычно в обратном направлении, от идеального к реальному, от гипотезы к очевидной практике, и развитие собственно происходит в иной сфере, гораздо более близкой к обществу, чем у духовного искателя, деятель науки в гораздо большей степени творец, чем потребитель духовности. Если увидеть все процессы взаимодействия человека и общества как своеобразное, всю жизнь растущее и преображающееся общественное тело, имеющееся у каждого человека, то доминанты процессов у духовного искателя и искателя учёного обнаружатся в различных его сферах или слоях. У искателя духовного процессы идут ближе к сердцевине, скорее в сфере самопознания и познания себя в мире. В этом смысле он более эгоцентричен, чем учёный и процессы взаимодействия с обществом скорей вторичны. Иначе говоря, духовный искатель ориентирован, прежде всего, на решение своих личных проблем. Вопросы, стоящие перед обществом, позиционирутся редко, и скорей абстрактно, на манер известного Васисуалия Лоханкина. У учёного же обычно вся работа выстроена от чёткого запроса общества, и процессы самопознания и познания себя в мире являются закономерным и неизбежным, обязательным следствием. Учёному сложно уклониться от необходимости совершать рискованный и болезненный выбор между потреблением и творчеством. Если выбор произошёл в сторону потребления, регалий и почестей, поиску и всему творческому пути учёного наступает конец. И учёный, по сути, более альтруистичен и функционален, прагматичен духовного искателя. Парадоксальным образом, из-за этой особенности, напряжённые процессы самопознания, необходимые для свершения открытий, осуществляются незаметно и как бы исподволь. Опосредованно, как вторичное следствие, и не встречают обычно, такого сопротивления, как у идущего напрямую, в лоб на штурм своих идеалов и недостатков, искателя духовного. Здесь работает принцип доминанты, и преодоление сопротивления бессознательного и теневого происходит косвенно, в обход сложившейся её очага. Иначе говоря, глубокое духовное развитие является неизбежным следствием или побочным эффектом от серьёзных занятий наукой. Это правило может действовать и для мира духовности. Говоря просто, по мере продвижения на пути самопознания, искателю, как побочный эффект, могут открыться разные науки.
Каждый творец приносит что-то от себя, а в крайних ситуациях и всего целиком, в жертву ради жизни своего творения. Этот закон работает в любой сфере деятельности, в религиозной, культурной или научной. Учёный во многом подобен духовному практику — аскету, только аскеза у него выглядит иначе и имеет несколько иные формальные мотивы, чем у классического духовного искателя. Практик духовный стремится постичь запредельное и обрести переживание бога или гармонию в душе. И ради этого воздерживается от всевозможных соблазнов, сберегая себя для избранного. Настоящий учёный, делает по сути то же, только в иной форме и в иной сфере, ради науки, ради установления выяснения некой истины, которая иначе, без его усилий не появится на свет. И настоящий учёный порой рискует жизнью и судьбой ради своих убеждений и гипотез, ради того чтобы провиденное им, смогло получить жизнь в мире. В судьбе любого известного учёного налицо все атрибуты духовного пути. Зов, Поиск, Отшельничество, Учитель. Озарение и Переживание Открытия Нового Мира, Поиск Путей Реализации, Воплощение в Жизнь и Наставничество, и конечно же Вера своим идеалам.
Очередной парадокс, без веры в себя, в свои силы, в свою мечту, преодолеть трудности пути учёного практически нереально. Именно вера, формально являющаяся атрибутом религиозности, совершенно реально ведёт и движет по жизни атеиста — учёного. Конечно не все люди науки есть и были атеистами, но факт остаётся фактом. Кроме веры и уверенности, пожалуй, ничто не может дать духу человеческому именно той силы, которая необходима для преодоления внутренних и внешних препятствий. Здесь мы видим, что идеальное, а иногда и теневое, путеводной звездой или нитью Ариадны, иррациональным образом предначертывает творческий путь учёного. И присутствуя в жизни в виде практически неосязаемых но, тем не менее, имеющих решающее значение чувств и образов, в виде Зова, определяет судьбу искателя – учёного, того кто смог услышать Зов и дерзнул откликнуться на него.
Практически каждый учёный имеет свою мечту или замысел, внутренний зов-притяжение к познанию определённой сферы мира, который ведёт его по жизни, порой причиняя серьёзные неудобства. Проходит путь исканий и лишений, чтобы найти способ раскрытия и реализации своего замысла. Для чего сначала оказывается необходимым собственное образование и обучение. На этом этапе важно найти достойного наставника, того кто соответствует потенциалу и запросам начинающего учёного. Наставника, вызывающего чувство уважения и доверия, благоговения, способного передать необходимые знания и, что гораздо важнее, умение смотреть на мир, видеть его особым образом, так, чтобы раскрывались те грани реальности, которые необходимы искателю для воплощения его мечты – замысла.
Затем неизбежен этап серьёзного обучения – своеобразной аскезы, во время которого учёный переживает несколько кризисов, и преодолевает их. На этом этапе происходит крушение представлений о самом себе, о своих знаниях и столкновение с реальностью, требующее коренного пересмотра себя и своих возможностей, а так же способов, а возможно, и направлений работы. Это первое и одно из самых серьёзных, испытание на прочность и верность идее, Зову. Возможно, определяющий всё остальное развитие духовный кризис. Если он успешно пройден, то становление учёного складывается успешно. Этот период жизни, в сущности, часто схож не только с аскезой, но и с отшельничеством – учёному, и его ещё не проявленным, но заявляемым возможностям и амбициям ещё не верят окружающие, в том числе и близкие ему люди. Порой кажется, что весь мир поворачивается к нему спиной, и он, даже находясь в гуще событий, переживает испытание одиночеством. Которое, возможно ещё тяжелее, чем добровольное изгнание духовного отшельника. К тому же, в зависимости от исторического момента и политической ситуации, может быть реальный риск угодить в заключение в самом прямом смысле. Или просто невостребованно сидеть без работы. Часто возникает необходимость совершать очень трудный выбор между карьерой и достатком и личными и научными идеалами, по сути, внутренним Зовом. Выбор между честью и совестью и предательством ради удобства, ради потребления. Присутствуют все соблазны и искушения – отступить и всё бросить, отказаться от своего замысла.
В случае преодоления кризиса происходит выход на новые рубежи, раскрытие новых сил, и открытие нового видения, уже более практического порядка. И начинается этап созидания, который так же во многом содержит черты аскетизма. Некоторые учёные жертвуют даже здоровьем во имя того чтобы их дело шло. Нервные нагрузки и степень ответственности в сферах прикладной науки в стратегических государственных отраслях гораздо, неизмеримо выше или, по крайней мере, жёстче и явственней чем на ниве духовных пастырей. На непостижимость божьего промысла не сошлёшься. На то ты и учёный, чтобы знать и уметь. Часто таланту приходилось бороться со сложившейся системой, ломать её, рискуя всем, чтобы воплотить и реализовать замысел, который виден пока только ему одному. Так и горели люди на работе, за счёт своего внутреннего ресурса, обеспечивая продвижение своих проектов, по сути, питая их собой, и порой жертвуя жизнью личной и телесной, ради идеи.
На этом этапе происходят озарения, то есть акты постижения сути мира и собственно открытия новых его граней. К этому моменту учёный имеет за плечами ощутимый опыт и несколько серьёзных пережитых преображающих кризисов. Тут судьба бывает разной. Некоторые гении до последних дней находились в изгоях и были причислены к сумасшедшим, как например, Циолковский, но верили и не предавали свою мечту. Некоторые начинают активно преображать мир, получив общественное признание, до которого доходят далеко не все.
Есть учёные со счастливой научной судьбой, основавшие школы и направления, получившие признание при жизни. Взаимоотношения с учениками, развитие и воплощение идей в жизнь через созданную школу, следующее, и, пожалуй, последнее, внешнее испытание для учёного. Огонь и вода пройдены, и проверка медными трубами окончательно выясняет и шлифует взаимоотношения уже маститого и признанного обществом учёного с самим собой и миром.
Всех гениальных и выдающихся учёных прошлого и современности отличает личная скромность и непритязательность, человечность и глубокое душевное и духовное видение, потребность в полной самоотдаче, жизненная мудрость, что опосредованно указывает на высокую степень внутреннего развития.
Таким образом, в жизненном пути учёного присутствуют все признаки насыщенной духовной жизни, и в результате прожитой научной жизни человек — учёный проходит яркий и неповторимый, уникальный путь индивидуации и личностной и духовной, реализуя своё предназначение через мир науки. Являясь в конце своего жизненного пути ярким бриллиантом, звездой светящей для многих и многих поколений людей.
Личности: Сократ, Плотин, Леонардо Да Винчи, Ломоносов, Тесла, Менделеев, Юнг, Циолковский, Чижевский, Королёв, Лихачёв, Сахаров, Хиллман, Джордано Бруно, Стивен Хокинг, Дэвид Бом, Вольфганг Паули, Гейзенберг, Шредингер, Фейнман, Ухтомский, Щедровицкий, Козырев, Казначеев, Анатолий Смирнов, и многие, многие другие…